Белов Александр, директор компании "Волгасофт"
Эффективность с точки зрения бизнеса
Тема управления эффективностью бизнеса в последнее время приобрела особую актуальность. За последние 20 лет появилось много публикаций и исследований, в которых описываются различные инструменты для управления эффективностью бизнеса. В западной литературе можно встретить несколько терминов для описания этой концепции: BPM, CPM, EPM (Business/Corporate/EnterprisePerformanceManagement, что означает в переводе соответственно – управление эффективностью бизнеса/корпорации/предприятия). Управление эффективностью бизнеса охватывает весь спектр задач в области стратегического, финансового, маркетингового и операционного управленияорганизацией. Для решения указанных задач используются такие технологии управления, как: разработка и формализация стратегии с использованием стратегических карт (BSC), функционально-стоимостной анализ и бюджетирование, бизнес-анализ и моделирование, мониторинг ключевых показателей деятельности (KPI), консолидация и анализ управленческой отчетности.
Управлять результативностью и эффективностью можно только при наличии критериев, каковыми являются стратегические цели компании. При определении уровня эффективности компании, кроме фактора достижения цели важно учитывать объем потраченных на это ресурсов. Развивая концепцию целевого управления, этапы управления эффективностью бизнеса можно представить в виде регулярно повторяющегося цикла:
Рисунок Цикл управления эффективностью бизнеса
Вопросы разработки и формализации стратегии были рассмотрены выше, поэтому далее будет подробнее рассказано об остальных блоках.
Для определения плановых показателей возможно применение процессно-ориентированного планирования: определение способа достижения целей, расчет объема необходимых ресурсов (финансовых, материальных, кадровых), расчет плановой себестоимости, размера прямых и косвенных затрат,выявление «узких мест», не позволяющих увеличивать обороты и размер прибыли. Плановые показатели результативности устанавливаются также с учетом того, какие финансовые показатели заложены в бюджет компании. Если бюджетное планирование ведется с использованием центров финансовой ответственности, то бюджетные показатели должны найти свое отражение в плановых значениях KPI сотрудников, отвечающих за соответствующий центр ответственности. Для определения плановых показателей операционной деятельности, рационально использовать автоматизированную систему класса ERP. Такой инструмент позволит не только оценить существующую ситуацию на предприятии (наличие заявок покупателей, производственных мощностей, материальных запасов), учесть различные варианты плана (оптимистичный, пессимистичный и т.п.), но и учесть статистические данные по этому показателю за прошедшие периоды (сезонность, рыночные тенденции за разные периоды и т.д.).
Управление эффективностью бизнеса является регулярным, итерационным процессом, работа по повышению эффективности должна вестись непрерывно и эволюционно. Регулирующие воздействия могут реализовываться посредством различного рода проектов организационных изменений. Планирование таких мероприятий может происходить через формирование СМАРТ-задач для соответствующих подразделений и сотрудников на различные периоды (месяц, квартал, год). При этом проекты стратегических изменений декомпозируются до набора конечных задач, которые можно выполнить в пределах одного периода планирования.
Наиболее современным инструментом оперативного мониторинга и анализа эффективности являются панели бизнес- показателей.
На сегодняшний момент панели бизнес-показателей (dashboard) – это наилучший инструмент для мониторинга и анализа информации об эффективности бизнес-процессов. Это не просто набор графиков и таблиц, а полноценная информационная система, способная интегрировать данные из ERP-систем и проводить бизнес-анализ. Если компания прошла все этапы построения системы управления результативностью, но не был создан инструмент для регулярного сбора и анализа достоверной информации о результативности, то такая система окажется не жизнеспособной. Данные могут быть разбросанными по различным учетным системам, быть неформализованными и даже основанными на субъективных оценках, которые необходимо регулярно собирать с экспертов. Если процесс сбора, расчета и хранения показателей не автоматизировать, то информация о результативности бизнес-процессов, подразделений и сотрудников будет собираться не оперативно, а как следствие может стать устаревшей и бессмысленной с точки зрения принятия решений. Применение информационных панелей бизнес-показателей позволяет эту проблему решить.
Современные панели бизнес-показателей выполняют несколько основных функций:
Мониторинга. Показатели, измеряющие эффективность бизнес-процессов на информационной панели представлены в обобщенном, укрупненном виде. Посредством представления информации в графической форме в виде диаграмм, графиков и таблиц, приложение позволяет мгновенно выявлять критически важную информацию на основании актуальных и релевантных данных, выдавать предупреждающие сигналы при возникновении потенциальных проблем. На информационную панель могут быть выведены показатели связанные с выполнением плана по доходам, текущим уровнем операционных затрат, количеством запросов от клиентов, скорости их обработки, степени удовлетворенности клиентов и т.п.
Бизнес-анализа (BI). Приложение, используемое для этих целей, позволяет проводить исследование и анализ данных об эффективности в различных измерениях и с различной степенью детализации, выявлять закономерности и причинно-следственные связи между различными факторами, влияющими на эффективность бизнеса. При проведении такого анализа пользователь сам определяет параметры и измерения формируемых отчетов, может перейти с верхнего уровня группировки (агрегирования) данных до самого нижнего уровня – документа (транзакции) для лучшего понимания ситуации (техника DrillDown).Например, с использованием этого инструмента, можно оценить динамику объемов реализации продукции с определенной характеристикой в выбранном регионе, построить график загрузки складских помещений с учетом сезонности и т.п.
Управление реализуется через информирование сотрудников о существующих целях организации, их роли и ответственности в реализации этих целей. Инструмент позволяет распределить ответственность между сотрудниками, подразделениями за конкретные бизнес-показатели.Через него реализуется координация усилий подразделений, обеспечивается регулярная обратная связь и стимулирование персонала.Таким образом, для каждого подразделения и сотрудника формируется матрица показателей, за которые они несут ответственность и она ложится в основу системы премирования сотрудников за результат.
Другими словами, применение информационных панелей бизнес-показателей позволяет регулярно отвечать на вопросы: «Что происходит в компании? Кто виноват? Что делать?». Информационная панель бизнес-показателей – мощный инструмент организационных изменений. При правильном использовании она может многократно повысить эффективность любой работающей организации. С одной стороны она позволяет координировать усилия всех сотрудников в направлении реализации стратегических целей, а с другой стороны предоставляет актуальную и достоверную информацию менеджерам всех уровней о степени достижения этих целей и существующих угрозах.
В зависимости, от того, какая из функций является доминирующей, можно выделить три основные типа панелей бизнес-показателей:
1. Стратегическая панель. С использованием такой панели топ-менеджмент и собственники могут отслеживать достижение стратегических целей организации. В стратегической панели информация представлена в наиболее обобщенном виде. Обычно такая панель разрабатывается на основании методологии сбалансированной системы показателей. Период отслеживания изменений составляет, как правило, месяц и более. Сбалансированная система показателей может формироваться отдельно для каждого бизнес-направления, подразделения и даже сотрудников, она охватывает большое количество параметров и оценивает наиболее широкий спектр деятельности организации (особенно общекорпоративная ССП). Из всех перечисленных выше функций, стратегическая панель показателей в большей степени ориентирована на решение задач управления и координации работы подразделений и сотрудников.
2. Тактическая панель. Позволяет отслеживать результативность бизнес-процессов и проектов на уровне подразделений и сотрудников. Кроме того, тактические панели содержат инструменты бизнес-анализа, позволяющие проводить исследование информации с целью выявления тенденций и установления основных причин тех или иных проблем. Основное преимущество такой панели заключается в том, что пользователь может самостоятельно, без помощи ИТ-специалиста, проводить многомерный анализ с детализацией в различных разрезах аналитики, работая с большим объемом разнородной информации, собранной преимущественно из ERP и других учетных систем. Обычно обновление данных в таких панелях происходит с периодичностью от недели до месяца, за исключением ситуации, когда такая панель интегрирована с транзакционной учетной системой. Фактически такая панель представляет собой портал отчетности, через который пользователь может получать информацию в соответствии со своим уровнем доступа.
3. Оперативная (операционная) панель. Через интерфейс такой панели у сотрудников и руководителей есть возможность отслеживать и контролировать результативность основных бизнес-процессов организации. Информационная панель может генерировать предупреждающие сигналы, сообщающие об отклонениях от нормы в протекающих бизнес-процессах для того, чтобы соответствующие сотрудники могли предпринять корректирующие действия. Например, если объем продаж по определенному ассортименту окажется нижеопределенного уровня, то система отправит электронное письмо или sms-сообщение о существующей проблеме ответственному менеджеру. Оперативная панель в большей степени ориентирована на проведение мониторинга динамики и состояния бизнес-показателей, поэтому обновление показателей в ней может происходить в режиме реального времени.
Каждая из описанных панелей бизнес-показателей реализует функции мониторинга, анализа и управления. Однако в зависимости от типа панели, перечисленные функции в ней развиты в различной степени.
Большинство современных компаний активно используют информационные системы, которые позволяют решать значительное количество учетных и управленческих задач. Разработан ряд концепций, которые легли в основу различных систем автоматизации: Планирование необходимых материалов (MRP), Планирование производственных ресурсов (MRPII), Управление ресурсами предприятия (ERP), Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), Управление цепочками поставок (SCM), Управление эффективностью бизнеса (BPM). Транзакционные системы (ERP, CRM, SCM) позволяют автоматизировать рутинные бизнес-процессы, обеспечить над ними контроль, автоматизировать планирование потребности в материальных и трудовых ресурсах, автоматизировать процессы маркетинга и продаж.
Внедрение такого рода инструментов является необходимым условием для современного бизнеса, тем не менее, эти инструменты не гарантируют эффективность самого бизнеса и, сколько-нибудь устойчивых финансовых результатов на динамично меняющемся рынке. Лидерство на рынке обеспечивается не только эффективной организацией бизнес-процессов, но и умением правильно выбрать стратегию и обеспечить ее реализацию. Как показали практика, ERP-системы, предназначенные для управления цепочками операций (транзакциями), решают только часть тактических задач бизнеса, и не предназначены для стратегического управления. Тем не менее, они успешно справляются с задачами, связанными с управлением текущей деятельностью и обеспечивают контроль над операционными затратами. Эти системы накапливают значительное количество данных о совершенных операциях, объемах продаж и уровне затрат. Вместе с тем сведения, необходимые высшему руководству для принятия управленческих решений, не всегда имеются в ERP-системе, например, данные о степени удовлетворенности сотрудников и клиентов, сроках исполнения заказа, эффективности работы корпоративного сайта, а без этой информации невозможно получить комплексную картину и принимать взвешенные управленческие решения.
Если рассматривать комплексную информационную систему, ориентированную на интегрированное управление предприятием, то на «нижнем этаже» такой системы разместятся транзакционные системы, направленные на автоматизацию бизнес-процессов и контроль операций. Эти системы собирают и обрабатываютданные, которые после консолидации используются аналитическими инструментами и панелями показателей. На верхнем уровне располагается система, которая позволяет формировать карту целей и показателей, отслеживать в соответствии с ними степень эффективности предприятия.
Для решения задачи комплексного управления с использованием информационных систем, существенным фактором становится обеспечение интеграции транзакционных систем и панелей бизнес-показателей. Даже если ERP-система работает на той же платформе что и панели бизнес-показателей, все равно для интеграции потребуется модуль, который будет производить выборку необходимых показателей из ERP-системы и, преобразовав данные, записывать в регистры информационных панелей. Этот модуль должен обладать высокой степенью универсальности, чтобы пользователь мог произвести необходимые настройки без привлечения технических специалистов, но вместе с тем не быть сложным для освоения.
Такая модель должна обеспечивать функцию обратного контроля, когда пользователь может получить расшифровку итоговых данных, открыв исходные документы в базе источнике, проконтролировать их правильность. Кроме того, при изменении первичных данных система должна иметь возможность заново сформировать итоговые показатели на основе изменений, выборочно проведя замену, без ошибочного дублирования.
При публикации материала ссылка на http://www.m-bo.ru обязательна