На сегодняшний момент панели бизнес-показателей (dashboard) – это наилучший инструмент для мониторинга и анализа информации об эффективности бизнес-процессов. Это не просто набор графиков и таблиц, а полноценная информационная система, способная интегрировать данные из ERP-систем и проводить бизнес-анализ. Если компания прошла все этапы построения системы управления результативностью, но не был создан инструмент для регулярного сбора и анализа достоверной информации о результативности, то такая система окажется не жизнеспособной. Данные могут остаться разбросанными по различным учетным системам, быть неформализованными и даже основанными на субъективных оценках, которые необходимо регулярно собирать с экспертов. Если процесс сбора, расчета и хранения показателей не автоматизировать, то информация о результативности бизнес-процессов, подразделений и сотрудников будет собираться не оперативно, а как следствие может стать устаревшей и бессмысленной с точки зрения принятия решений. Применение информационных панелей бизнес-показателей позволяет эту проблему решить.
Панель бизнес-показателей выполняет несколько основных функций:
Другими словами, применение информационных панелей бизнес-показателей позволяет регулярно отвечать на вопросы: «Что происходит в компании? Кто виноват? Что делать?». Информационная панель бизнес-показателей – мощный инструмент организационных изменений. При правильном использовании она может многократно повысить эффективность любой работающей организации. С одной стороны она позволяет координировать усилия всех сотрудников в направлении реализации стратегических целей, а с другой стороны предоставляет актуальную и достоверную информацию менеджерам всех уровней о степени достижения этих целей и существующих угрозах.
Информационная панель бизнес-показателей (dashboards, контрольная, приборная панель) представляет собой инструмент графической визуализации наиболее важных для контроля и управления показателей. Благодаря этому инструменту, руководители разного уровня, одним взглядом оценив ситуацию в компании, могут принимать взвешенные и обоснованные решения. Актуальная информация доступна в режиме реального времени. Посредством гибкой настройки руководитель может самостоятельно собрать на одном экране информацию по результативности и эффективности различных бизнес-процессов компании (маркетинга и продаж, производства, сервиса, управления персоналом и т.д.). При этом он сам выбирает удобный способ отображения информации: в виде таблицы, графика, диаграммы или текста, с учетом динамики и состояния показателя. С использованием цветового оформления данных можно акцентировать внимание на целевых показателях, которые находятся в критических областях (например, красный цвет – критическая зона, в которой находится значение показателя, желтый – приемлемый уровень, зеленый цвет – плановое значение показателя достигнуто). Для получения детальной информации, можно интерактивно перейти («провалиться») в другой информационный слой, в котором проанализировать данные в разрезе аналитик, а также перейти на уровень первичных документов (транзакций).
Данный инструмент предназначен для помощи руководителю в принятии взвешенных управленческих решений на основании многомерного анализа бизнес-показателей компании. Инструмент способствует сокращению сроков получения необходимой информации за счет того, что построение отчетов происходит в «одно касание». Бизнес-анализ реализован на основании штатного механизма платформы 1С:Предприятие – системы компоновки данных. В программном продукте существует возможность задавать для каждого целевого показателя до 6 разрезов аналитики (один предопределенный и 5 настраиваемых пользователем). Как показала практика – такого количества разрезов аналитики вполне достаточно, чтобы обеспечить глубокое погружение в анализ причинно-следственных связей, сохранив при этом приемлемое быстродействие системы. В качестве аналитических разрезов могут использоваться любые данные учета. Например, для показателя «маржинальная прибыль» помимо предопределенного разреза аналитики (ответственный сотрудник), можно задать дополнительные: по регионам, видам деятельности, номенклатуре, контрагентам, филиалам. Аналитическая система позволяет представлять данные, как в статическом виде (на определенную дату), так и динамике (по любым периодам); в виде структурированных табличных отчетов, так и в виде диаграмм и графиков. Это способствует повышению качества проводимого анализа, а как следствие, положительно влияет на эффективность принимаемых решений.
Определение эффективности сотрудников и подразделений, распределение ответственности за показатели
С использованием этого инструмента руководитель может связать стратегические цели компании и текущую (операционную) деятельность. Программный продукт позволяет создавать матрицы результативности (MBO-матрицы) для каждой должности и подразделения. С одной стороны, через такую матрицу распределяется ответственность сотрудников за достижение определенных бизнес-показателей, а с другой стороны появляется возможность отслеживать степень эффективности и результативности сотрудника или руководителя на этой должности. Такая матрица включает ключевые показатели деятельности (KPI), и позволяет «оцифровать» результативность сотрудника или подразделения – представив ее в виде числа. Для каждого показателя можно определить его приоритет путем установления веса в общем перечне показателей. Используя в расчете плановые целевые ориентиры, мы переводим оценку результативности сотрудника/подразделения в объективную плоскость. Плановые значения по каждому показателю - это своего рода мини-контракт, который руководитель ежемесячно/ежеквартально заключает со своими сотрудниками о достижении определенных результатов. Такой подход позволяет в дальнейшем проводить мониторинг деятельности, оценивать степень достижения целей, наглядно продемонстрировать вклад конкретного сотрудника в результаты компании.
Решение опирается на методологию целевого управления (MBO), концепцию сбалансированной системы показателей (BSC) и принципы BPM (business performance management); развивает инновационные идеи в области управления эффективностью и учитывает успешный практический опыт внедрения системы целевого управления в сотнях российских компаний. Отзывы клиентов, внедривших программный продукт, подтверждают эффективность практического применения технологии и программного продукта. Методология целевого управления, используемая в программном продукте изложена в дистанционном интернет-курсе «Целевое управление: Применение KPI и BSC. Оплата по результату». Курс доступен для пользователей программного продукта на сайте компании Волгасофт.